Journals →  Цветные металлы →  2012 →  #8 →  Back

Экономика и управление производством
ArticleName Теория игр и стратегия ценообразования на вторичное сырье
ArticleAuthor Кружкова Г. В., Костюхин Ю. Ю.
ArticleAuthorData

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», г. Москва

Г. В. Кружкова, ст. преп. каф. инженерной кибернетики, e-mail: galkruzhkova@mail.ru

Ю. Ю. Костюхин, проф. каф. промышленного менеджмента

Abstract

Предлагается полученное на основе математической теории игр обоснование ценовых решений для предприятий вторичной металлургии на рынке электронного лома как сырья для переработки. Возможность определения предприятием своей стратегии на олигополистическом рынке может быть обеспечена путем использования моделей некооперативного поведения, а именно моделей антагонистических игр. Предполагается, что в конфликтной ситуации участвуют два предприятия, заинтересованных в покупке и информированных o действиях конкурента. Предпочтения поставщиков по выбору переработчика зависят только от закупочной цены. Если закупщики предлагают равновесные цены, то с равной вероятностью каждый из них может получить сырье. В этом случае предпочтения поставщика будут зависеть от других факторов. При условии существования резерва для повышения закупочных цен одно из предприятий может предложить продавцу более высокую цену и c большей вероятностью получить ресурс. Ситуация несимметричного распределения информации описывается моделью «поведение типа лидер – ведомый в игре двух лиц». Каждый из игроков, получив информацию о стратегии другого игрока, формирует свой наилучший ответ. Общим методом нахождения решения игры любой конечной размерности является сведение игры двух лиц с нулевой суммой к задаче линейного программирования, что позволяет формализовать конфликтную экономическую ситуацию и найти оптимальные стратегии взаимодействия конкурентов как решение задачи линейного программирования. Рассмотренные модели позволяют формализовать поведение компаний на олигополистическом рынке и найти решение игры в условиях неопределенности. Это даст возможность выработки рекомендаций по принятию стратегических решений с точки зрения математической теории игр для оптимизации стратегии ценообразования. Предлагаемые правила игровых моделей некооперативного взаимодействия и конкуренции представляют принципы реализации стратегии ценообразования, на основе которых возможно осуществление долгосрочных планов предприятия по улучшению экономического состояния.

keywords Стратегия, ценообразование, теория игр, вторичное сырье, электронный лом, игра с нулевой суммой, олигополистический рынок, седловая точка, конфликтная ситуация, ситуация равновесия
References

1. Глухов В. В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Математические методы и модели для менеджмента. — СПб. : Лань, 2000. — 528 с.
2. Стрижко Л. С., Лолейт С. И. Извлечение цветных и благородных металлов из электронного лома. — М. : Руда и металлы, 2009. — 160 с.
3. Цены и ценообразование. — 4-е изд. / под ред. В. Е. Есипова. — СПб. : Питер, 2006. — 560 с.
4. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. — М. : Магистр, 1998. — 320 с.
5. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики. — М. : Мир, 1985. — 200 с.
6. Borel E. The theory of play and integral equations with skew symmetric kernels // Econometrica. 1953. Vol. 21, N 1. P. 97–117.
7. Васин А. А., Морозов В. В. Теория игр и модели математической экономики. — М. : МАКС Пресс, 2005. — 272 с.
8. Тарасевич В. М. Ценовая политика предприятия. — 2-e изд. — СПб. : Питер, 2003. — 288 с.
9. Тесленко В. Аффинаж золота в России в 2010 году // Журнал «Золото и технологии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://zolteh.ru/index.php?dn=news&to=art&id=314
10. Афанасьев М. Ю., Суворов Б. П. Исследование операций в экономике. — М. : Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. — 312 с.

Language of full-text russian
Full content Buy
Back